• Китайская эмаль, производство фарфора

    Китайская эмаль — это сплав свинца, олова и других окислов с бурой, стекольным порошком и кварцем Это смесь более легкоплавкая, чем стекло, непрозрачная, белая. При прибавлении окислов металлов она приобретает разную окраску. Сплав этот разбивается на куски и затем размалывается в порошок в ступке; этим порошком покрывают поверхность металлических изделий, которые до расплавления порошка стоят в муфельной печи. Порошок этот применяется также в качестве красящего вещества для нанесения росписи на керамические сосуды.

    При муфельном обжиге предметы с росписью ставятся в печь в муфелях. Так называются капсули (подобие коробок) из огнеупорной массы, служащие для нагрева различных материалов и поделок без доступа к ним частиц продуктов горения. Материал муфеля должен обладать необходимой термической устойчивостью, значительным механическим сопротивлением и плотностью. В китайском фарфоровом производстве муфель нагревается в особых печах с использованием древесного угля.

    При невысокой температуре глазурь лишь слегка расплавляется и нанесенные на нее краски приплавляются к поверхности фарфорового изделия. Если эти краски обжигать при высокой температуре, они могут перегореть и потерять свой цвет.

    Подготовленные для обжига фарфоровые изделия ставили в печь в капсулях из огнеупорной глины, способных выдерживать сильный жар печи. В такой капсуль ставились до десятка маленьких или один большой сосуд. Наиболее тонкие и хрупкие сосуды ставились ближе к центру. Для обжига фарфоровых изделий особо высокого качества использовался двойной капсуль, чтобы жар проникал к ним постепенно. Для больших ваз были приготовлены целые столбики из глиняных небольших капсулей, поставленных один на другой. Донышко имел лишь последний, нижний капсуль, а у остальных были только глиняные круглые стенки, стоящие одна на другой и слепленные вместе серой глиной. Такая форма необходима для изготовления большого сосуда.

    Печь, в которой обжигался фарфор, была похожа на дом: имела высоту 3 м, ширину 20 м, длину 6 м, глубину фундамента 4 м; позади нее находилась труба. Отверстие печи закладывалось кирпичами и замуровывалось глиной; незамурованным оставалось только место для топки. На самом верху печи находились 4-5 небольших отверстий, закрытых черепками, через которые опытный мастер наблюдал за обжигом. В течение 24 часов поддерживалась температура 750°, потом жар увеличивался и доводился до 1350°. Мастер, осторожно отодвигая крышку верхнего глиняного каисуля, наблюдал, как сначала фарфор накалялся докрасна, а потом до ярко-желтого цвета. Обжиг продолжался несколько дней. Открывали печи по истечении одного-трех дней после обжига, так как капсулн, в которых производился обжиг фарфора, раскалялись докрасна и войти в печь было невозможно. На четвертый день рабочие надевали перчатки, сделанные из десяти слоев ваты и вымоченные в холодной воде, голову, плечи и спину закрывали сырой одеждой и тогда только входили в печь за готовым фарфором. Пока печь не остыла, в нее закладывали новую партию изделий для подсушки.

    Любопытно, а сколько сейчас население Китая? Читайте в этой статье.

    Нравится Добавь в закладки