• Проблемы производства традиционной русской игрушки

    Народные художественные промыслы — глубинная корневая система нашей культуры — находятся сегодня под угрозой уничтожения. В современ­ном понимании к художественной промышленности относятся две катего­рии художественных предприятий: предприятия народных художественных промыслов, расположенные в местах исторически традиционного бытова­ния, которые сформировались на основе ручного художественного ремесла, а также те предприятия, которые исторически были связаны с фабричным производством (фарфор, хрусталь).

    Поддержка государством народных художественных промыслов в пе­риод с 20-х по 80-е гг. XX в., превратила художественную промышленность в культурный феномен мирового значения, не имевший аналогов в мире и удивлявший всех многообразием технологий и стилей художественной об­работки самых разных материалов.

    В России на художественных предприятиях работали сотни, а на мно­гих и тысячи мастеров, при фабриках создавались свои музеи и професси­ональные училища. Такой художественной промышленности не имела ни одна страна мира.

    Развал экономики в 1990-х гг. сопровождался и разрушением системы поддержки предприятий художественной промышленности.

    Деградация художественных предприятий продолжается и по сей день. Погибло около трети, многие рассыпались на маломощные производства, иссякает приток молодёжи, пресекаются вековые династии художников. Как следствие — падает качество изделий.

    Восстановление художественной промышленности укрепит нацио­нальную идентичность и поможет воспитанию новых поколений в духе па­триотизма и восхищения своим Отечеством.

    Обратимся к народным промыслам, непосредственно связанным с производством игрушки, рассмотрим историю этих промыслов, их художественные особенности. Наиболее важные центры производства: Сергиев Посад, Городец, Филимоново, Абашево, Каргополь. Названия этих скромных городов и посёлков России стали всемирно известны, а их изде­лия — неотъемлемой частью русского национального сознания. Важно ожи­вить художественные традиции, восстановить преемственность, трудовую и социально-культурную связь поколений.

    При раскопках, производившихся в разных местах России, были най­дены игрушки, в большинстве относящиеся к культурам других народов. В XVII в. к нам начали проникать игрушки с Запада. Разумеется, эти ино­земные новинки попадали в руки детям зажиточных классов, а игрушки того времени, в которые играли дети крестьян, были родоначальниками тех игрушек из глины и дерева, которые, сохраняя свою первичную форму, не­изменно появляются на наших ярмарках и базарах в виде лихих свистулек, в образе коньков, петушков, всадников.

    Наиболее ярко представлен подлинной русской игрушкой XIX в. Патри­отические настроения, вызванные войной 1812 г., породили реакцию против иностранной культуры, захватившую почти все общество.

    В России в XVIII в. широкое развитие получила народная кустарная деревянная и гончарная игрушка.

    Центры гончарной игрушки также обширны: абашевская, дымковская, каргопольская, филимоновская игрушки.

    Назовём основные современные проблемы производства традицион­ной русской игрушки.

    1. Разрушение системы поддержки продвижения изделий предприятий народных художественных промыслов. Первая система государственной поддержки кустарных промыслов в России сформировалась благодаря усилиям творческой и интеллектуаль­ной элиты русского общества, земских деятелей, многие из которых вклады­вали в развитие народных промыслов собственные немалые средства: Савва Мамонтов в Абрамцево, Мария Тенишева в Талашкино. Решающую систем­ную роль в сохранении и развитии кустарных промыслов в конце XIX в. сы­грало Московское губернское земство. В 1885 г. был открыт Торгово-про­мышленный музей кустарных изделий, его задача заключалась в помощи мастерам-кустарям в совершенствовании и сбыте изделий. В советский период также была создана система поддержки художе­ственной промышленности, которая опиралась на две составляющие: систему совершенствования художественного стиля и качества изде­лий, ядром которой был Научно-исследовательский институт художествен­ной промышленности; мощную и разветвлённую систему сбыта изделий художественной про­мышленности. В современной российской истории аналогичной системы не существу­ет. По данным ассоциации Народные художественные промыслы России, с 1990 г. погибло более 140 предприятий художественной промышленности.
    2.  Обилие контрафакта и китайского ширпотреба, заполонившего рос­сийские сувенирные и подарочные магазины. Традиционные художественные изделия — самобытный и высококаче­ственный продукт, отражающий российскую культурную идентичность. К сожалению, современная молодёжь больше знакома с китайскими сувенира­ми и контрафактными, псевдотрадиционными товарами низкого качества.
    3.  Сокращение объёма производства и численности мастеров на пред­приятиях художественной промышленности.
    4.  Нарушение преемственности поколений вековых трудовых художе­ственных династий.
    5.  Низкая заработная плата на предприятиях художественного произ­водства.
    6.  Упадок переживают и образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой специалистов народных художественных промыслов.
    7.  Низкое число молодых специалистов в данной отрасли.

    Иссякает приток молодёжи, так как молодых специалистов пугает от­сутствие перспектив и низкая оплата труда.

    Педагогический коллектив созданного в 2004 г. Училища декоративно­прикладного искусства и народных промыслов в г. Талдом считает своей ос­новной задачей возрождение, сохранение и распространение традиционной русской культуры, декоративно-прикладного искусства и народных художе­ственных промыслов.

    Кроме работы в мастерских, студенты проходят практику на предпри­ятиях с профилирующими художественными направлениями: ООО «Жо­стовская фабрика декоративной росписи», ЗАО «Фарфор Вербилок», ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву», ЗАО «Объединение Гжель». Осваивают и со­вершенствуют навыки изготовления объектов традиционного русского ис­кусства, проходя шаг за шагом все этапы производства изделия.

    Народные художественные промыслы — путеводная нить, ведущая вглубь истории, неиссякаемый источник творчества, сокровищница исто­рической памяти.

    Нравится Добавь в закладки